Поминальные молитвы — какие читать на поминках, как молиться

Поминальные молитвы — какие читать на 9, 40 день и через год после смерти

Смерть — всегда печальное событие, которое тяжело переживают родные, друзья и даже просто знакомые покойного. Чем же можно облегчить боль утраты? Православные христиане верят, что поминальные молитвы, которые читают после ухода человека, способны повлиять на его загробную участь. В то же время, они смягчают ощущение бессилия, потери, укрепляют веру. Провожать в вечность обязательно надо по христианской традиции.

Поминальные молитвы - какие читать на поминках, как молитьсяКогда христианин совершает свой земной путь, он посещает церковное богослужение, за которым постоянно просят Бога о том, чтобы Он послал достойную кончину. Смысл этого прошения очень глубок. Ведь заботливая Церковь считает подготовку к вечности очень важным делом. Поэтому православные приглашают священника уже в тот период, когда душа человека только собирается отлучаться от тела. Это касается и смертельно больных и тех, кто внезапно получает тяжелые травмы.

  • Бывают случаи, когда после крещения в палате реанимации, люди, как говорится, возвращаются с того света. Но так случается не всегда и надеяться на это не стоит, откладывая дела по спасению души в «долгий ящик». Если человек уходит крещеным, можно читать все положенные молитвы об усопших, что приносит большую пользу.

Когда наступает агония, священник должен совершить необходимые ритуалы:

  • отпустить грехи, проведя генеральную исповедь;
  • провести таинство Причастия;
  • провести таинство Соборования — оно необходимо для умирающего, ведь служит для очищения души, прощения грехов, которых много скапливается у любого человека.

Традиционно соборование совершалось только над умирающими, но сейчас его повсеместно проводят в православных храмах во время Великого поста для всех желающих.

Поминальные молитвы - какие читать на поминках, как молитьсяИ вот наступает тяжелый миг, когда душа расстается с телом. Христиане верят, что это лишь переход в иной мир, мир духовный. И там усопшему очень необходима молитвенная помощь. Ему неважно, где именно будет находиться кладбище, в каком гробу погребут тленные останки. А вот душа может страдать, мучась от грехов, совершенных во время жизни. Поэтому ей очень требуется поддержка с первых минут после кончины. Молитва о новопреставленном несколько отличается от остальных.

Прежде всего, если еще не приходил священник, надо его пригласить, чтобы было прочитано Последование по исходе души от тела. Оно читается один раз, сразу после кончины. Сделать это можно удаленно — например, если батюшка никак не может прибыть лично. Затем необходимо начать чтение Псалтири. Лучше всего, если она читается всю ночь. Неопытным людям это будет довольно тяжело, но хотя бы 118-й псалом осилить сможет любой верующий.

Можно сразу по кончине заказать сорокоуст, неусыпаемую Псалтирь — для чего следует сходить в храм, назвать имя новопреставленного, внести нужное пожертвование. И, конечно, надо заказать отпевание. Существует несколько условий, при которых совершается церковное поминовение за упокой:

  • новопреставленный должен быть крещеным в православной церкви;
  • смерть не наступила в результате самоубийства;
  • человек не был богохульником, не отрекался от своей веры.

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Своея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца, и Сына, и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

Ты Един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.

Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

«Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты — плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.

Ты, Господи Владыко всяческих, благословил еси сочетати мя со единем из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим.

Аще отъял еси его от меня, не отыми от меня Своея милости. Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего (имя), прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца, и Сына, и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит.

Ты Един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою.

Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»

«Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты — сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и. плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.

Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя, родителем моим (имя); душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.

Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.

С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие,, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего (имя), но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им в житии его зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердый Отче отцев и чад! даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!

приими днесь о рабе Твоем (имя), теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, Своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя;

за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенные мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном царствии Твоем.

Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Поминальные молитвы - какие читать на поминках, как молитьсяСогласно христианским традициям, к телу покойника также необходимо относиться уважительно — омыть его, обрядить. В православии не принята кремация — причины этого можно увидеть в Евангельских рассказах, где неоднократно можно увидеть, как верующие обращались с телами умерших. Омовение, например, это не что иное, как символ будущей жизни с Богом, когда душа очищена от всех грехов. Новая одежда символизирует то, что душа вступает в новую реальность, ведь это большой праздник для верующих.

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), (имя), и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.»

Прочие поминальные обряды и традиции также полны глубокого смысла.

  • Скрещенные на груди руки являются символом Креста, на котором был распят Господь. Также и христиане распинают свои грехи, страсти и неугодные Богу желания. Святые, которые предчувствовали свою кончину, сами складывали руки подобным образом.
  • В руки усопшего кладется икона. Это свидетельствует о том, что покойный был христианином и он отдал свою душу Христу.
  • Обычай держать во время панихиды зажженные свечи означает, что человек совершил путь от греховного состояния к просветленному состоянию души.

Нужно отличать действительно христианские и языческие традиции, от которых никакой пользы усопшему нет. Например, не нужно на кладбище есть и пить, тем более лить водку на могилу, вкладывать в гроб ненужные предметы. Нет надобности также «кормить» покойника — оставленные возле могилы продукты лишь привлекают мародеров, которые могут осквернить место вечного покоя.

Конечно, самым важным моментом во всем процессе похорон для верующих является отпевание. Молиться об упокоении приходят все, кто знал покойного. Церковная молитва угодна Богу, поэтому многие стараются устроить так, чтобы этот обряд проходил под сводами храма. Но вполне можно устроить его на кладбище или заочно, если нет иной возможности.

Поминальные молитвы - какие читать на поминках, как молитьсяОтпевание совершается лишь единожды, но молитва за умершего должна звучать постоянно — пока живы те, кто его любит и помнит. Для этого существует особое чинопоследование — панихида, которая служится в храме каждую неделю. Родственникам усопшего надо посещать его регулярно, в идеале — каждую неделю. А личная краткая молитва за покойных произносится каждый день.

Но особенно важными считаются 9-й день и 40-й день после смерти. В эти даты принято собираться за поминальной трапезой. Но ей обязательна должна предшествовать молитва. Это может быть специально заказанная панихида, куда приглашают родных и знакомых. Если такой возможности нет — кто-то из родственников самостоятельно читает мирской чин литии.

«Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных е междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися и верных, погребения христианскаго лишенных (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина.

Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

(Читается со дня смерти 40 дней и перед годовщиной за 40 дней до дня смерти ежедневно)

«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде живота вечнаго преставльшагося*раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя, вместо дел вмени, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой: несть бо человек, иже поживет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха и правда Твоя правда во веки, и Ты еси Един Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

* До 40-го дня после смерти полагается читать «новопреставленного», в дальнейшем — «преставльшагося».

Как молиться на поминках? Надо стараться следить за словами, которые произносит батюшка, мысленно повторять прошения. Можно прочесть 118 или 90 псалом, если пригласить священника нет возможности. Сама трапеза должна быть достойной, без возлияний. Ведь издревле совместное вкушение пищи для верующих было не просто утолением голода, но символическим продолжением богослужения. Если вспомнить, что пищу и прочие блага посылает Господь, смысл такого отношения станет более понятен.

На 9-й день душа впервые предстает перед Господом, до этого ее водят по райским обителям. В 40-й же день проходит частный суд, поэтому молитвенная поддержка должна быть особенно сильной. Можно просить Бога о помиловании умершего своими словами, но лучше читать специальный Акафист, Кафизмы из церковной Псалтири.

Самым важным поминовением считается записка на проскомидию — она совершается на Литургии, за каждое имя вынимаются частицы из освященного хлеба и омываются в вине, что символизирует жертву Христа, которая омыла грехи всего человечества.

  • Панихида — небольшой обряд, который совершается в специально отведенной части храма. Там стоит небольшой столик прямоугольной формы, называемый канун. Только на него ставятся свечи за помин души.
  • Очень неплохо регулярно заказывать сорокоуст — умершего верующего будут вспоминать в храме 40 богослужений.
  • В монастырях (правда, не во всех) можно внести пожертвование за неусыпаемую Псалтирь. Монахи произносят святые слова круглые сутки, сменяя друг друга. Такое невозможно сделать самим, ведь в жизни мирян много прочих обязанностей. Однако, читать ежедневно несколько псалмов за покойного можно и даже нужно. Это усилит молитву.

Согласно вере Православной церкви, молитвы за того, чья земная жизнь кончена, способны облегчить его загробную участь. Поэтому они должны совершаться постоянно. Ведь сам человек уже не в силах ничего сделать. Святая обязанность близких — раздавать милостыню, посещать панихиды, читать молитвы дома.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Check Also

МОЛИТВЫ О ДЕНЬГАХ, О БЛАГОПОЛУЧИИ СВЯТОМУ СПИРИДОНУ ТРИМИФУТСКОМУ

Кулинария (327) Домашняя аптека (183) Дети (105) Рукоделие (58) Православие (30) Дизайн (19) Эзотерика (18) ...